Страх исчезнуть без следа терзает людей много тысяч лет. Каждый из 
нас хоть раз задумывался о том, какая эпитафия будет написана на 
могильной плите, и о том, что хорошего вспомнят друзья на поминках. 
Задумывался — и пугался собственных мыслей.
О том, как стал могильщиком
Я работаю здесь 23 года. Пришёл, потому что жизнь заставила. По своей
 воле люди на такую работу не стремятся. Раньше я был штурманом на 
речном флоте, но в 1990-е пришлось сменить профессию: надо было 
выживать.
Первое чувство, которое я испытал после трудоустройства, — 
удовлетворение. Я понял, что мне наконец не будет стыдно вернуться 
домой. Я смогу прокормить семью. О самой работе — справлюсь или нет — 
даже не задумывался. Тяжело стало уже в первые дни. 
Труд у нас, скажем 
так, специфический. Мы каждый день видим много мёртвых и плачущих людей.
 От этого появляются растерянность и стресс. Абстрактные представления 
не слишком совпадают с мрачной реальностью. Прочувствовать и понять, как
 с этим всем справляться, заранее нельзя.
Естественная реакция русского человека на стресс — это алкоголь. Только с
 его помощью я поначалу выдерживал. И не только я. Каждый день видеть 
слёзы — это, мягко говоря, непросто. 
Девять из десяти человек, которые к
 нам устраиваются, не выдерживают и быстро увольняются. Если вовремя не 
побороть стремление залить негатив водкой, надо увольняться, а то просто
 сопьёшься. Конченые пьяницы раньше у нас тоже работали.
Добавили негатива и друзья-знакомые. Когда в каких-то компаниях я 
говорил, где работаю, от меня шарахались. Народ, особенно молодёжь, не 
воспринимают такое явление, как смерть. Они думают: «Я молодой, у меня 
всё хорошо, а смерть — это что-то далёкое». Все предпочитают бегать за 
цветами в поле, а не на могилки.
Чтобы выбраться из психологической ямы, мне потребовалось где-то 
полгода. Я научился абстрагироваться от происходящего. Просто установил в
 голове переключатель: начинаются похороны — я его щёлк — и всё, не 
обращаю внимания ни на что, кроме собственных обязанностей. Моя задача —
 чтобы захоронение прошло без происшествий.
Когда научился это делать, стало не то чтобы легко — с человеческой 
смертью смириться невозможно, — но стало проще. По крайней мере желание 
забыться больше душу не иссушает.
Об обязанностях
В мои обязанности входит подготовить могилу в срок и произвести 
захоронение. На все работы начальство выписывает наряд, как на заводе. 
Рабочий день у нас начинается и заканчивается чуть раньше, чем у обычных
 людей, потому что похороны проходят где-то с 11:30 до 15:30. Зимой 
сложно работать дольше, потому что темнеет рано.
За годы, что я работаю, требования к землекопам (так называют себя 
могильщики. — Прим. ред.) стали жёстче. Достаточно несколько раз крепко 
употребить на работе — отдел кадров тебя найдёт. Такое явление, как 
повальное пьянство землекопов, у нас умерло. Мы стали выглядеть 
презентабельнее, у нас появилась нормальная спецодежда на лето и зиму. 
Стали чётче вести документацию.
С начальством, конечно, ссоримся, бывает. Претензии возникают из-за 
того, что перегружают работой, советуют, как что-то делать, хотя я не 
хуже их это знаю. С другой стороны, представляю себя на их месте и 
понимаю, что, наверно, вёл бы себя так же. Так что всё как на нормальных
 работах. Никаких левых заказов нам не поручают, да я бы и сам не стал 
выполнять заказ без наряда.
В то же время в чём-то работать стало проще. Как говорится, молодой 
сотрудник делает вид, что работает, а опытный знает, как не работать. 
Раньше я мог полчаса ломом колоть промёрзшую землю. Сейчас я сначала 
минут десять постучу по льду, прослушаю, пойму, где он наиболее тонкий, и
 потом быстро всё отколю.
Памятниками я не занимаюсь, но знаю, что какие-то суперкрутые ставят в 
основном авторитеты. Для них это почему-то важнее, чем для всех 
остальных.
О лексических особенностях
Мы называем могилу ямой, трупы — покойниками, лом — карандашом. При 
расставании говорим «прощайте» и никак иначе. Самих себя называем 
землекопами.
Была однажды история. Ждём гроб, нам сказали, что он стандартный, мы под
 него могилу и выкопали. А он оказался американцем — двухкрышечным. Я 
смотрю на него и говорю: «Надо разбивать». 
Ну, провожающие тут же стали 
причитать и ругаться, потому что подумали, что я говорю про гроб. А на 
самом деле я имел в виду, что надо разбивать, то есть расширять могилу. 
Ничего, за десять минут управились и нормально похоронили.
О происшествиях
Здесь что ни захоронение, то история. Кладбище у нас огромное. Чтобы 
люди не терялись, мы обычно договариваемся встретиться с провожающими у 
центральных ворот. 
Но некоторые уверены, что они тут всё знают, нас не 
ждут и уезжают к могиле сами. Что делать? Садишься в машину и едешь по 
кладбищу их искать. Как правило, они теряются. 
Дерево на повороте 
спилили, белый памятник, по которому они ориентировались, засыпало 
снегом. Они вместе с гробом катаются, а у нас тут больше десяти 
километров дорог. Вот и устраиваешь погоню за катафалком.
Из всех провожающих неприятнее всего так называемые мальчики-мажоры. Они
 слишком высокомерные. Приезжают на всяких «кайеннах», «инфинити» и 
пытаются на них прорваться непосредственно к месту захоронения. 
Им 
объясняешь, что не надо, что человека принято в последний путь проводить
 пешком, хотя бы какие-то 50–100 метров. В процессию хорошо бы 
выстроиться. Но они же так не могут: 
«Это что я, пешком пойду? У меня же
 такая машина!» Въезжают на них в маленькие переулочки, а там 
какая-нибудь уборочная техника. Не развернуться, назад не сдать. Стоят, 
ждут, всех задерживают.
Или уже после того, как цветочки-веночки поставили, подойдут и скажут с 
презрением: «Вон там водка осталась — идите помяните». От меня, что, 
перегаром пахнет? 
Я как пьяница выгляжу? Почему они разговаривают со 
мной как с последним алкашом? Хотя в принципе нам поминать не запрещено.
 Но у меня в день три-четыре захоронения. Если я на каждом буду 
поминать, что со мной к концу рабочего дня будет?
Вообще поведение молодёжи от поведения людей более зрелых отличается. И 
отношением друг к другу, и отношением к смерти. Они не то что менее 
заботливые. Им просто кажется, что смерть далеко и их не касается. Ну, 
это свойство молодости. Мы сами такими же были.
Люди постарше досаждают, только если ведут себя неадекватно. Многие 
пытаются прыгнуть в могилу вслед за гробом. Приходится вылавливать, 
удерживать. 
Всегда делаешь работу, но при этом следишь за людьми, чтобы 
всё было под контролем. Особенно когда матери детей хоронят, так и 
норовят в яму прыгнуть. Ловишь их, на руках относишь в сторону.
Из всех историй мне почему-то в душу больше всего запала одна. Мать 
хоронила сына. Ей было уже где-то за 70, и выглядела она как типичная 
русская бабушка. 
Всю церемонию она не причитала, не стенала, ну, 
плакала, наверно, точно не помню. А вот когда мы опустили гроб в могилу,
 она земельку бросила, по щеке из одного глаза крупная слеза скатилась, и
 она сказала: 
«Сыночек, что же я теперь буду делать?» Спокойно так, без 
истерики, но настолько проникновенно, что аж с 1993 года это вспоминаю 
со слезами на глазах.
Претензии нам высказывают постоянно. «Что же вы так несёте?», «Что же вы
 так опускаете?», «Зачем такие глыбы в могилу бросаете?» Мы относимся к 
этому с пониманием, потому что люди находятся в жесточайшей стрессовой 
ситуации. 
Любое моё неосторожное движение или высказывание может быть 
воспринято неоднозначно. Всегда нужно контролировать свои действия, 
слова и даже выражение лица. Поэтому, как правило, после захоронения те 
же люди подходят и говорят спасибо.
Историй про призраков у нас нет. Может, конечно, кто напьётся и увидит 
привидение, но я даже в первые полгода работы, когда выпивал, никого не 
видел. Ну и вообще, вы же видели землекопов? 
Мы все крепкие, здоровые, 
сильные. Как вы думаете, если один из нас подойдёт к другому и скажет: 
«Прикинь, я привидение видел?» Да человека засмеют просто.
О стереотипах
Я вам интервью даю, потому что меня просто бесит, как землекопов 
показывают в кино или сериалах. По их мнению, мы всегда пьяные, грязные,
 оборванные. Если землекоп не такой, то никто не поверит. 
У нас на 
кладбище тоже один раз сериал снимали. Режиссёр даёт команду: «Зовите 
могильщика!» Смотрю, идёт, ну точно: шатается, весь рваный, волосы 
грязные. Еле удержался, чтобы не надавать там всем в дыню.
Мы клиентов на покупку дополнительных мест не разводим. Начнём с того, 
что купить сейчас место на кладбище в Москве почти невозможно. Негде 
хоронить. У нас на кладбище, например, только родственные 
подзахоронения. 
В одну яму несколько покойников тоже не складываем. Это 
просто бред. То есть мы должны одного положить, потом закопать, а потом 
снова раскопать? Мы совсем идиоты, что ли? 
Тем более если человек только
 умер, первое время родственники часто ходят к нему на могилу. Вот они 
придут — и увидят, что там табличка с другим именем. Да они всё кладбище
 поднимут, чтобы разобраться как-так.
Бабки-плакальщицы — это не к нам. Их может организовать агентская 
служба, я про такое слышал, но ни разу не видел. По крайней мере одних и
 тех же «актёров» на похоронах не замечал. 
Более того, мы стараемся не 
допускать, чтобы на захоронениях было много крика и шума. Это нервирует 
самих людей. Они теряют над собой контроль и прыгают потом в могилы. 
Поэтому всячески пытаемся их успокаивать.
Никаких нелегальных способов заработка или развода провожающих в 
последний путь у нас нет. В моём возрасте это уж совсем некрасиво бы 
было. Да и зачем мне зарабатывать нелегально? У меня и легально неплохо 
получается.
О психологии
Работа
 меня изменила в лучшую сторону. Стал больше задумываться о том, что я 
есть на самом деле. И ещё я сильно поменялся, когда осознал, что моя 
работа нужна окружающим. Землекопы сочетают серьёзные физические 
нагрузки с крайне высокой степенью стрессоустойчивости. Психология здесь
 решает почти всё.
